Заранее прошу прощения у всех, кого этот пост так или иначе заденет или оскорбит.
Много пафоса, но по-другому не получилось.(
читать дальшеСегодня с сестрой всласть перемыли косточки местному филиалу РПЦ. Вот по какому поводу: православная церковь обратилась с запросом о передаче ей нескольких бывших лютеранских храмов. Все кирхи, на которые положила глаз церковь, после войны долго были в запустении, затем в разное время восстановлены. В одной сейчас кукольный театр, в другой - органный зал... А третья - Кафедральный собор. Кто хоть немного знает о Кениге, наверняка о нем слышал. Да-да, тот самый.
Мы - вот честное слово, редко употребляю это местоимение, говоря не о себе и близких, но сейчас оно уместно - мы если и не восстанавливали его всем городом, то болели за него уж точно всем Кенигом. Вот таким он стал после бомбежек 44-го и стоял вплоть до середины девяностых:
А это он сейчас, после более чем десяти лет реставрации (и она еще не закончена - восстанавливаются витражи, укрепляются отсыревшие за 50 лет под открытым небом стены, и т.д.).
Сейчас в огромном здании мирно уживаются музей Канта, Кнайпхофа (один из трех средневековых городов, позже объединившихся в Кенигсберг) и самого собора, две часовни - православная и лютеранская, и концертный зал. Недавно восстановлен орган, роскошные барочные украшения - ручная работа местных мастеров, подарок мебельщика-мецената) И весь собор восстановлен на деньги, собранные без преувеличения всем миром - из бюджета капали скудные копейки. Больше всего пожертвований было, конечно, от немцев. Но и калининградцы собирали. Думаю, не ошибусь, если скажу, что хоть десятку или сотню, но оставил каждый, кто в эти годы приходил к собору, а приходили тысячи.
Да разве дело в деньгах? Когда четыре стены и башня без шпиля стали меняться и собору постепенно возвращалось его лицо, мы все почувствовали себя причастными к истории этого города. Ощутили себя не пришельцами, гуляющими по чужим костям, а причастными к чуду возрождения прошлого, лучшей части этого прошлого. В архитектурном смысле собор, наверное, не самая выдающаяся из местных культовых построек. Суровая северогерманская готика без особых изысков, мощные, почти крепостные стены с контрфорсами - почти крепость) Но он был сердцем Кенигсберга, он связывал воедино все три города, составлявшие Кениг, и во время войн жители укрывались не только в замке, но и в соборе, к которому вело множество подземных ходов.
В общем, мы все радовались новым витражам, шпилю, крыше. Органу. Музыка - это ведь тоже служение Богу, если раздвинуть рамки конфессий. Не знаю, как насчет звучания органа, но оркестр звучит совершенно удивительно - глубокий, мягкий, полный звук, здесь особенная, прямо-таки божественная, акустика)) И немаленький зал, что бы ни исполнялось, от Баха до Прокофьева - всегда полон. А в антракте даже те, кто давно потерял счет, сколько раз он здесь бывал, подходят к древней крестильной чаше, собранной по осколочку, и рассматривают фото на стенах - как было до восстановления, и как теперь. И... не буду говорить за всех, но я каждый раз ловлю непередаваемый кайф от того, что я тоже причастна! я тоже, хоть немного, причастна к тому, что древняя красота не рассыпалась в кирпичную крошку, а стоит, поврежденная, но уцелевшая, стоит древняя кирха, где молились Богу - какая разница, на каких языках - десятки поколений, и их молитва не пропала, живет в этой гулкой органной мощи, и к их жизни я тоже немного причастна.
А теперь православная церковь хочет наложить на храм, восстановленный всем миром - лютеранами, католиками, православными, иудеями, мусульманами, атеистами - свою державную длань. Почему-то у нее совершенно не возникло такого желания, когда собор представлял собой четыре стены и башню без шпиля. И что-то не слышно о просьбах церкви передать ей хоть одну из десятков кирх, разрушающихся по всей области. В начале девяностых, когда стало можно, церковь попросила - и получила - оччень неплохо по сравнению с собором сохранившиеся здания. Пустующие, да, разграбленные, но требовалось там в худшем случае залатать пару пробоин в стенах да починить крышу и сделать некоторый ремонт. Что-то не видно горячего желания РПЦ восстанавливать что-то с нуля и на свои деньги.
Ни католики, ни лютеране, кстати, не претендовали на собор ни тогда, ни сейчас. Возможно, понимали, что им все равно не обломилось бы. А может, почувствовали, что это теперь всеобщее достояние. И разгребая завалы, с копеечкой на восстановление или вот теперь на концерты - приходят люди на службы единому Богу. Который воистину есть Любовь - к земле, к которой прирастаешь, к истории этой земли, которую столько лет кромсали на куски, а вот теперь - в том числе и благодаря собору - все наконец-то срослось. К ближнему своему, наконец - мусульманину, лютеранину, иудею, католику, атеисту. И к себе, потому что ты благодаря причастности к чуду возрождения стал немного другим, стал лучше.
Страшно жаль, что титульная церковь не понимает, чего она лишит людей, присваивая себе всеобщее достояние.
О Кафедральном соборе в Кениге
Заранее прошу прощения у всех, кого этот пост так или иначе заденет или оскорбит.
Много пафоса, но по-другому не получилось.(
читать дальше
Много пафоса, но по-другому не получилось.(
читать дальше